В школьной (элементарной) геометрии изучаются свойства прямолинейных фигур и окружности. Основную роль играют построения, вычисления же, хотя практическое значение их и велико, в теории играют подчиненную роль. Выбор того или иного построения обычно требует изобретательности. Это и составляет главную трудность при решении задач методами элементарной геометрии.
Аналитическая геометрия возникла из потребности создать единообразные средства для решения геометрических задач с тем, чтобы применить их к изучению важных для практики кривых линий различной формы.
Эта цель была достигнута созданием координатного метода (см. ниже §§ 2-4). В нем ведущую роль играют вычисления, построения же имеют вспомогательное значение. Вследствие этого решение задач методом аналитической геометрии требует гораздо меньшей изобретательности.
Создание координатного метода было подготовлено трудами древнегреческих математиков, в особенности Аполлония (3 — 2 в. до н. э.). Систематическое развитие координатный метод получил в первой половине 17 века в работах Ферма и Декарта, Они, однако, рассматривали только плоские линии. К систематическому изучению пространственных линий и поверхностей координатный метод был применен впервые Л. Эйлером.