Скалярное произведение двух векторов

Скалярное произведение двух векторов

Скалярным произведением двух векторов называется число (скаляр), равное произведению их длин, умноженному на косинус угла между ними (рис.1).
Скалярное произведение обозначается одним из трех способов

\vec{a}\cdot \vec{b}=\vec{ab}=\vec{\left(ab \right)}.


Если угол между векторами \vec{a} и \vec{b} обозначить через φ, то согласно определению имеем:
\vec{a}\cdot \vec{b}=ab\cos \phi .\; \; \; \left(1 \right)
vekt022

Рис.1

Из формулы (1) следует, что скалярное произведение векторов \vec{a} и \vec{b} можно выразить также формулами:

\vec{a}\cdot \vec{b}=a\Pi p_{\vec{a}}\vec{b},\; \vec{a}\cdot \vec{b}=b\Pi p_{\vec{b}}\vec{a},\; \; \; \left(2 \right)


т. е. скалярное произведение двух векторов равно длине одного из них, умноженной на проекцию другого вектора на направление первого.
Из формулы (1) следует также, что:
а) Если \vec{a} и \vec{b} ненулевые векторы, то cкалярное произведение равно нулю только в том случае, если \vec{a} и \vec{b} перпендикулярны.
б) Если φ — острый угол, то \vec{a}\vec{b}>0.
в) Если φ — тупой угол, то \vec{a}\vec{b}<0. г) Скалярное произведение обладает свойством коммутативности (переместительности): \vec{a}\vec{b}=\vec{b}\vec{a}. д) Скалярное произведение обладает свойством распределительности

\left(\vec{a}+\vec{b} \right)\cdot \vec{c}=\vec{a}\vec{c}+\vec{b}\vec{c}.

е) Скалярное произведение обладает свойством (асоциативности) сочетательности относительно числового множителя:

\left(\vec{a}\vec{b} \right) \lambda =\vec{a}\left(\vec{b} \lambda \right)

Скалярное произведение векторов, заданных своими проекциями.
Если векторы \vec{a} и \vec{b} заданы своими проекциями:

\vec{a}=x_{1}\vec{i}+y_{1}\vec{j}+z_{1}\vec{k},\; \vec{b}=x_{2}\vec{i}+y_{2}\vec{j}+z_{2}\vec{k},


то скалярное произведение этих векторов равно сумме произведений их одноименных проекций:

\vec{a}\vec{b}=x_{1}x_{2}+y_{1}y_{2}+z_{1}z_{2}.


При \vec{b}=\vec{a} имеем

\vec{a^{2}}=x_{1}^{2}+y_{1}^{2}+z_{1}^{2}.\; \; \; \left(3 \right)


С другой стороны

\vec{a^{2}}=aa\cos 0=a^{2}.


Тогда

a=\sqrt{x_{1}^{2}+y_{1}^{2}+z_{1}^{2}},\; \; \; \left(4 \right)


т. е. длина вектора равна корню квадратному из суммы квадратов его проекций.
Угол между двумя векторами. Из формулы (1) следует:

\cos \phi =\frac{\vec{a\vec{b}}}{ab},\; \; \; \left(5 \right)


или в координатной форме:

\cos \phi =\frac{x_{1}x_{2}+y_{1}y_{2}+z_{1}z_{2}}{\sqrt{x_{1}^{2}+y_{1}^{2}+z_{1}^{2}}\cdot \sqrt{x_{2}^{2}+y_{2}^{2}+z_{2}^{2}}},\; \; \; \left(6 \right)


т. е. косинус угла между векторами равен их скалярному произведению, деленному на произведение их длин.
Направляющие косинусы вектора \vec{a} с осями координат выражаются так:

\cos \alpha =\frac{x_{1}}{\sqrt{x_{1}^{2}+y_{1}^{2}+z_{1}^{2}}},\; \cos \beta =\frac{y_{1}}{\sqrt{x_{1}^{2}+y_{1}^{2}+z_{1}^{2}}},\; \cos \gamma =\frac{z_{1}}{\sqrt{x_{1}^{2}+y_{1}^{2}+z_{1}^{2}}}.\; \; \; \left(7 \right)



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × три =